Дом Мила – необычное здание без углов

Главная » Достопримечательности »

Casa Milà – жилой дом, построенный в 1906–10 гг. в столице Каталонии по проекту Антонио Гауди. Дом Мила в Барселоне – последняя нерелигиозная работа великого архитектора, одна из главных достопримечательностей каталонской столицы и объект наследия ЮНЕСКО.

Дом Мила

История создания

В начале XX в. Антонио Гауди был признанным мэтром архитектуры. В 1906 г. к нему обратилась богатая семейная пара застройщика Пере Мила и Росарио Сегимоны. Им захотелось стать владельцами здания, не менее популярного, чем построенный по проекту Гауди дом Бальо. На одном из этажей заказчики намеревались жить, а остальные квартиры – сдавать внаём.

В распоряжение Гауди был предоставлен земельный участок площадью более чем в 1000 м2, на котором были снесены находившиеся там строения. Архитектор задумал возвести здание в свойственном ему авторском стиле, не терпящим строительных шаблонов, как символ единения человека с природой.

В доме Мила реализованы новаторские для того времени идеи Гауди. Творческие задачи он, как всегда, решил блестяще. Куда больше сил отняли у него споры с городскими властями и заказчиками. Последним не терпелось получить в своё распоряжение здание, о котором все будут говорить. Богатые, но недалёкие люди не понимали, что спешка – враг качества, и что реализация уникальных идей Гауди требует скрупулёзных расчётов.

Торопившийся заказчик предварительно не узаконил здание, поэтому на строительство постоянно наведывались контролирующие органы. Одна из тщательно рассчитанных колонн здания заняла полметра тротуара. Городские власти потребовали от архитектора укоротить колонну или убрать её совсем. Взбешённый Гауди сказал, что уберёт её, но напишет на её месте фамилию запретившего чиновника.

К счастью, «колонну преткновения» Гауди удалось отстоять. Но предложенная им огромная фигура Богоматери на крыше, разительно отличающаяся от классических образцов, не понравилась не только городским властям, но и заказчикам. В то время по Каталонии прокатились антииспанские выступления, сопровождаемые сожжением некоторых церквей. Заказчики опасались, что их особняк с неоднозначной статуей попадёт под горячую руку восставших. Тут пришлось уступить Гауди, и в 1910 г. здание без статуи Богоматери было готово.

Casa Mila в разрезе

По окончании строительства, заказчику всё же пришлось уплатить городским властям штраф за небольшое превышение допустимой высоты здания.

Архитектурные решения

Архитектор говорил, что хотел воплотить в здании скалу, омываемую морем. Фасад действительно вызывает такие ассоциации: даже кажется, что массивная «скала» со сглаженными морем углами медленно плывёт. Крыша с изогнутыми контурами, подобно волне, как бы стекает вниз по скале.

Крышу поддерживают арочные своды мансарды, а не традиционные балки. Выходящие на крышу выступающие конструкции вентиляционных и лифтовых шахт и дымоходов скрыты внутри причудливых фантастических фигур. Они облицованы «ломаной» мозаикой из фрагментов керамики и битого стекла «тренкадис». Таким образом, Гауди превратил малоэстетичные железные конструкции в настоящую выставку футуристических изображений.

Подобно реальным пещерам в скале, в квартирах прохладно даже летом. Разработанная Гауди система естественной вентиляции делает ненужным использование кондиционеров. Во внутренние открытые дворики «патио» с извилистой конфигурацией выходят окна хозяйственных помещений, а окна жилых смотрят на улицу. Их весь день освещает солнце.

Спроектированные Гауди квартиры – без углов. Ажурные кованые решётки балконов, имитирующие морские водоросли, разработал художник и скульптор Жузеп Мария Жужоль (автор облицовочных коллажей 110-метровой скамьи парка Гуэля).

Решетки балконов

По проекту Гауди, вокруг решёток с этажа на этаж должны были подниматься вверх зелёные лианы. К сожалению, эта деталь проекта не была реализована.

В здании вообще нет опорных стен, что было неслыханным в то время. Тщательно выверенные расчёты архитектора позволили обойтись без них. Всю нагрузку взяли на себя каркас, наружные стены и внутренние колонны. Благодаря такому решению этажи отличаются друг от друга, а внутренние стены подвижны, что позволяет менять планировку квартир. Эта возможность была очень удобной для заказчика, намеревавшегося сдавать большинство жилых помещений. А для хозяйской квартиры Гауди даже спроектировал мебель в духе своих архитектурных предпочтений.

Архитектор озаботился даже будущими отношениями жильцов дома Мила. Он предусмотрел входы в лифт не на каждом этаже, а только на чётных. Это увеличивало вероятность знакомства будущих жильцов друг с другом. В начале века личные автомашины в Барселоне были редкостью. Тем не менее, Гауди предусмотрел подземный гараж для них (впервые в Европе).

Столь необычное здание архитектора, намного опередившего своё время, сначала вызвало неоднозначную реакцию. Барселонцы даже прозвали здание Ла Педрера («Каменоломня»), усмотрев такое сходство в кажущейся тяжеловесности фасада. Однако к зданию быстро привыкли, и сейчас оно – объект гордости местных жителей.

Современность

К сожалению, не все задумки автора были реализованы. После смерти Гауди некоторые детали были утрачены. С подачи одного современного дизайнера здание было неудачно перекрашено. Однако, реставрация проводимая в 2014 году, вернула зданию прежний цвет.

Нынешний дом Мила – собственность местного фонда Fundació Catalunya-La Pedrera. В большинстве квартир здания по-прежнему живут люди или действуют офисы. Для туристического осмотра отведены бельэтаж, одна из квартир шестого этажа, мансарда и терраса на крыше. С неё открываются прекрасные панорамы Барселоны.

Крыша Ла Педрера

В квартире воссоздана обстановка, характерная для жилища буржуазной семьи начала ХХ в. Кровать, шкафы с книгами и фарфором, журнальный столик, софа, старинный телефон – словно снимок вековой давности. Особый интерес представляют изготовленные по эскизам Гауди детали – двери и их ручки, полы, окна. Осмотр дополняет документальный фильм о Барселоне вековой давности.

Мансарда, предназначавшаяся для стирки и последующей сушки белья, ныне служит выставочным залом. В нём демонстрируется постоянная выставка, посвящённая жизни и творчеству великого архитектора. Представлены макеты, чертежи, эскизы, выполненные его рукой, фотографии и документы мастера.

В бельэтаже, где ранее жили домовладельцы, ныне находится зал временных выставок.

Входной билет стоит 22 EUR. Его можно приобрести непосредственно в кассе, или на сайте Каса Мила. Весьма вероятно, что в высокий сезон придётся выстоять малоприятную очередь под солнцем. На входе рекомендуется не пожалеть 3 EUR на русский аудиогид. Он сделает посещение максимально познавательным.

В летний сезон, кроме обычного посещения, организуется (с 19 часов) светомузыкальное шоу с художественной подсветкой стен и фантастических скульптур крыши. В его стоимость входит цена бокала испанского шампанского cava.

Как добраться?

Адрес Casa Milà – Carrer de Provença 261 (на пересечении улицы с проспектом Passeig de Gràcia). Доехать к нему можно, сойдя на станции Diagonal линий L3 и L5 метро.

Путь к дому Мила от станции Diagonal

Другой вариант – автобусами №№ 7,16,17, 22, 24 до остановки Passeig de Gràcia – La Pedrera. График работы – с 9 до 20 (зимой – до 18) часов, кроме вторника.