Дом Лео Морера (Casa Lleo i Morera) в районе Эшампле
Casa Lleo i Morera – шестиэтажное здание в стиле каталонского модерна, находящееся в районе Eixample Барселоны. Особняк по проекту архитектора Луиса Доменек-и-Монтанера появился в 1906 г.
История
На рубеже XIX и XX вв. каталонская столица переживала экономический подъём. Появление обширной прослойки преуспевающих промышленников сделало востребованными услуги многих архитекторов, строивших для них дома, призванные подчеркнуть статус владельца. Одним из них был фабрикант Антонио Морера-и-Бусо, заказавший реконструкцию своего особняка выдающемуся каталонскому архитектору Луису Доменеку-и-Монтанеру, являвшемуся серьёзным конкурентом самому Антонио Гауди.
Законченное в 1906 г. здание стало настоящим шедевром архитектурного искусства. Заказчик, к сожалению, скончался до завершения строительства, и особняк принял его сын Альберт Льео-и-Морера. Украшающий здание орнамент обыгрывает его фамилию изображениями львов (Lleo) и шелковицы (Morera).
В том же году архитектор получил за Лео Морера премию мэрии Барселоны. Интересно, что для него это была не единственная премия. В отличие от великого Гауди, которого мэрия наградила единожды, причём за сравнительно малоизвестный дом Кальвет.
А дом Лео Морера в Барселоне стал одним из трёх составляющих одного из самых красивых участков города – Manzana de la Discordia («Квартал раздора»).
Такое имя отражает факт наличия в нём трёх великолепных зданий, конкурирующих друг с другом по красоте и оригинальности. При следовании от площади Каталонии по ул. Passeig de Gracia, перед туристом последовательно появляются:
- Casa Lleo Morera (№35);
- Casa Amatller архитектора Жозепа Пуч-и-Кадафалка (№43);
- Casa Batlo Антонио Гауди (№45).
Глядя на любой из них, хочется пожелать побольше таких «раздоров» мировой архитектуре.
Архитектурные решения
Центр изогнутого фасада, совпадающего с углом дома, украшен застеклённой ротондой и восхитительной изящной башенкой, как бы продолжающей её формы.
Ниже находятся галереи пятого этажа, создающие иллюзию симметрии угловому зданию.
В средней части здания можно видеть выступающие балконы разных форм с филигранной каменной лепниной в оригинальном стиле «платереско», поверх которых – окна, разделяемые пилястрами.
По обе стороны двух широких балконов на третьем этаже расположены аллегорические фигуры девушек, символизирующих технический прогресс. В их руках находятся его символы по понятиям того времени:
- фотоаппарат;
- электролампочка;
- телефон;
- фонограф.
Фигуры девушек, а также многие другие детали на фасаде и в интерьере создал известный барселонский скульптор Эусеби Арнау, которого по праву можно считать соавтором этого прекрасного здания. Справедливости ради, нужно упомянуть и других мастеров, приложивших руку к созданию архитектурного шедевра. Это – дизайнер и мастер мозаики Луис Бру, мебельщик Гаспар Омар, художник и керамист Антони Серра, витражист Антони Ригальт. Слаженным коллективом мастеров умело руководил Луис Доменек-и-Монтанер, имевший прозвище «дирижёр» за отменные организационные способности.
К сожалению, на первом этаже не сохранились женские фигуры с цветами. Их уничтожение не связано с гражданской войной, повредившей некоторые детали фасада, которые в дальнейшем пришлось реставрировать. Оно – на совести страховой компании Sicoedad Mercantil Bilbao, выкупившей дом у прежних владельцев в 1943 г. К счастью, первый этаж продолжают украшать розовые мраморные колонны, добавленные в проект архитектора по просьбе заказчика.
Сейчас дом Лео Морера находится в частной собственности группы Nunez i Navarro, поэтому только её сотрудникам доступен интерьер здания. Представление о нём можно составить по фотографиям витражной комнаты первого этажа, вестибюля с лестницей и люстре гостиной.
Как добраться?
Адрес: Passeig de Gracia, 35. Проезд: метро линий L2, L3 и L4 до станции Passeig de Gracia, или автобусы H10, V15, 7, 22 и 24 до одноимённой остановки.
Как указывалось выше, совсем рядом по этой улице расположены также дома Амалье и Бальо.